Первая Литургия Преждеосвященных Даров в Великий пост 2023 года в храме Святой Троицы
По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обре́тения главы Иоанна Предтечи, в четверг пятой седмицы Великого поста, в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров*.
Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде — на предыдущей полной Литургии по чину святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста, и сохраняемые в ковчежце на Престоле или (реже) на жертвеннике.
В последовании Преждеосвященной Литургии:
нет первой части полной литургии — проскомидии;
литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной Литургии);
на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.
В древности вместе с великопостной вечерней Литургию Преждеосвященных Даров служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день. Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы. В этом случае евхаристический пост перед причащением по установившейся традиции должен быть шесть часов.
В Русской Православной Церкви за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.
Автором чинопоследования Литургии Преждеосвященных Даров условно является святитель Григорий Двоеслов, так как его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви — освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.
Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном — поднимаются.
Один из таких моментов на Преждеосвященной – чтение первой паремии. По окончании чтения священник берет зажженную свечу и кадило и, начертывая им святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к сугубому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!»
Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.
В этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.
Важнейший момент происходит во время перенесения Святых Даров с Престола на жертвенник. Это тоже будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, понимая величие и святость совершающегося, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, – значит уже можно подыматься с колен. (По материалам pravmir.ru)
____________________________
*Исключения:
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится Литургия святителя Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели. (В 2023 году Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на пятницу 6 седмицы Великого поста, поэтому вместо Литургии Преждеосвященных Даров, положенной в этот день недели, будет совершаться Литургия Иоанна Златоуста.)
Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни — служится литургия или Иоанна Златоуста (в субботу) или Василия Великого (в воскресенье).