В храме Святой Троицы состоялось празднование почитаемого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы называют самым детским праздником.
В понимании древних религиозная жизнь в полной мере начиналась в 30 лет. Потому и священники начинали свое служение в этом возрасте. К этим годам человек достигает зрелости ума и духа. 30 лет – это также и возраст вступления на общественное служение. Вспомним, что и Иоанн Креститель выходит со своей проповедью, и Господь Иисус Христос идет учить и возвещать Истину тоже в этом возрасте. А до этих лет человек считался как бы еще не совсем сложившимся, не совсем укрепившимся, не совсем осмысленным.
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы показывает нам иное: внутренний мир ребенка может быть богаче в духовном смысле, чем мир взрослого человека. Собственно, уже пример Иоанна Крестителя говорит об этом: он взыграл от радости во чреве своей матери, когда Пресвятая Дева Мария пришла навестить Свою родственницу Елисавету. Задумаемся над этим: дитя во чреве узнало Мать Спасителя. Так детство оказывается освященным.
Первыми мучениками за Христа были тоже дети – Вифлеемские младенцы. Об этом пишет блаженный Феофилакт. Эти младенцы были чисты, у них не было никаких личных грехов – и их чистота сделала возможным их восхождение на высоту мученичества. Поэтому Церковь делает вывод: не каждый сподобляется мученического венца – должна быть для этого внутренняя чистота, подобная младенческой.
Вспомним и то, как спорили апостолы, вопрошая «Кто больший в Царстве Небесном?», и тогда Христос поставил перед ними ребенка, сказав: «Если вы не умалитесь, как это дитя, не войдете в Царствие Небесное» (см.: Мф. 18: 1–4).
Сейчас идет Рождественский пост. Само событие Рождества тоже говорит о святой чистоте детства. Почему Бог является в наш мир как «Отроча младо»? Блаженный Августин предлагал такое объяснение: мы слишком взрослы в своей греховности. В своих комплексах, в своих дурных привычках. Мы покрыты коростой греха – такой плотной, что уже греховности и не чувствуем. Но перед лицом Спасителя, Который стал Младенцем, быв Превечным Богом, мы содрогаемся – и эта короста дает трещину, мы начинаем сознавать, сколь грешны.
А Божия Матерь – еще ребенок – не просто вводится во Храм. Задумаемся: ведь Она была введена во Святая Святых – туда, куда никто не имел права заходить, кроме первосвященника один раз в году. Только один раз в году! Входил первосвященник со страхом, чтобы совершить определенные обряды, и выходил со страхом. Потому что мог и не выйти оттуда, как сыновья Аарона: они сгорели – Божий огонь попалил их. Это было наказание им за неправильно сделанное. И теперь Девочку – ребенка – в озарении свыше первосвященник вводит в это сакральное место. Это образ святости детства. И святости девства. Детство – это и есть состояние девства, то есть чистоты – прежде всего чистоты от всяких дурных побуждений, которые формируются со временем в жизни человека, начиная чаще с юношества. Так и сказано: «От юности борют меня многие страсти». А в детстве человек свободен от этих страстей.
Введение во Храм Богородицы еще и символическое действие. Потому что освящение Девы Марии было от чрева Ее матери – на этом настаивают святые отцы. Православие не признает непорочного зачатия Девы Марии, но мы знаем, что возможно освящение от чрева матери. В Библии говорится так о некоторых ветхозаветных пророках. И Дева Мария тоже была освящена от чрева Своей матери. Ведь не просто так Архангел Гавриил, явившийся к Ней, приветствует Ее словами: «Радуйся, благодати полная!»
И позднее были такие чистые души, что чувствовали Бога еще до рождения своего, как преподобный Сергий Радонежский, который возглашал из чрева матери прославление Святой Троице.
Почему так важен праздник, чтящий святость детства, нам, взрослым? Чтобы мы вспомнили, что когда-то были как ангелы. Ангел по-еврейски – «круф», по-арамейски – «круфья»; это слово означает: «как дети». Этим экзегеты объясняют, почему херувимы изображались с детскими лицами. Это у «Свидетелей Иеговы» в их изданиях ангелы все бородатые, там подчеркивается мускулистость ангелов, их мощь. А в церковной традиции – это чистые младенцы. И такое толкование основывается на тексте Писания.
Когда Христос говорит: «Будьте как дети», указывая на ребенка, его слова можно перевести и так: «Будьте как ангелы» – ведь Он говорил на арамейском, употреблял слово «круфья».
И когда взрослому человеку становится тяжело, пусть он вспомнит какой-то светлый момент из детства, связанный с религиозным чувством. Может быть, свое первое религиозное переживание. И это воспоминание поможет ему счистить коросту взрослости во грехе и почувствовать себя немножко ребенком – чадом Божиим – перед Создателем.
Так не будем забывать о святой чистоте детства. И умилимся перед Девой, восходящей во Святая Святых.