11 июня — ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. (Источник pravmir.ru)
У православных наступает Троицкая родительская суббота, специальный день, когда поминают не только умерших родных, но и всех усопших, «от начала века, со времен Адама». Именно поэтому к названию родительской субботы добавляют слово «вселенская». Отличительная особенность Троицкой вселенской родительской субботы в том, что в этот день в храмах общецерковной молитвой поминают и тех, кто не успел перед смертью покаяться, не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших — в горах, огне, водной пучине, во время стихийных бедствий и катастроф.
Почему накануне праздника Троицы происходит особое поминание усопших за всю историю человечества?
Дело в том, что в День Святой Троицы мы отмечаем событие сошествия Святого Духа на апостолов. На Троицу мы не просто вспоминаем о Святом Духе, мы все время говорим о Его животворящей силе. О том, что Святой Дух по Своей Божественной природе не имеет ни границ, ни препятствий. Поэтому, чтобы напомнить нам всем, подчеркнуть, что Дух Святой действует и на мертвых, и на живых, что у Бога все живы, накануне праздника Троицы и установили особую вселенскую родительскую субботу, названную Троицкая. Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Дня Святой Троицы, говорит в них, что Господь в особенности в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых», то есть о тех, которые в аду держатся.
Зачем молиться об усопших?
Душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает, — нам знать не дано: «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она пребывает, пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.
«Большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев по неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от них, так что они оказываются виновными пред Правосудием Божиим. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут возносить молитв, они не могут и помочь своему положению. Вся надежда возлагается ими только на оставшихся на земле живых. Они могут помочь им изменить их участь в будущей жизни. Если бы пред нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире», — объяснял архимандрит Кирилл (Павлов).
Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.
«Никто не поленится помянуть своих родителей, — писал святитель Феофан Затворник, — но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышит молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышит, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышит общею молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня».
Что мы просим для умерших?
Лейтмотивом молитв об усопших на Троицкую родительскую субботу становится прошение о прощении грехов. Это мы, живые, можем и покаяться, и попросить прощение, и исправить содеянное. Мертвые уже не могут. Поэтому мы просим у Бога милости к ним: «Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим», — повторяется в молитвах богослужения.
Как правильно провести Троицкую родительскую субботу?
Для воцерковленных Троицкая родительская суббота начинается в храме. Принято посетить службу, написать записки о поминовении своих родных покойных, поставить свечи, помолиться во время Божественной литургии не только за близких, но и за все умерших православных христианах «от века усопших». С собой в церковь на канун хорошо принести для поминания продукты длительного хранения. Священнослужители их освятят, после чего еду получат нуждающиеся. Можно также раздавать конфеты и печенье, прося помянуть близких.
Затем всей семьей люди отправляются на кладбище. На могилу близкого человека приносят живые цветы, зажигают лампадки, приглашают священника совершить уже частную молитву об усопшем – панихиду или литию. Литию может совершить всякий мирянин в любом месте, поэтому она служит ещё и альтернативой для тех, у кого нет возможности посетить храм и кладбище. Нельзя оставлять на могиле алкоголь и сигареты, а также пищу, если нет уверенности, что ее заберут нищие.
Остаток дня принято проводить в кругу семьи. Не приветствуются шумные гуляния и развлечения. За трапезой обычно вспоминают добрым словом всех умерших родных и знакомых. Горевать и плакать не нужно, поскольку считается, что покойные сейчас находятся в лучшем из миров.
Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения, достойный его и его прославляющий: это милостыня». Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого — спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.
Завершается Вселенская родительская суббота подготовкой к Святой Троице — одному из главных праздников у православных христиан.
Если вдуматься о самом факте существования дней общецерковной молитвы, дней вселенских родительских суббот, есть удивительная надежда и для нас всех. Память человеческая вещь ненадежная, а Церковь Христова стояла и стоять будет. И если мы молимся за усопших, о которых ничего и не знали, то это залог того, что и о нас помолятся наши внуки и правнуки, испрашивая у Господа для нас милость и прощение наших грехов. (при подготовке материала использована статья Марии Городовой из «Российской газеты»)