РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
МИТРОПОЛИТА УФИМСКОГО И СТЕРЛИТАМАКСКОГО НИКОНА, ВРЕМЕННО УПРАВЛЯЮЩЕГО ОРЕНБУРГСКОЙ ЕПАРХИЕЙ,
боголюбивым пастырям, диаконам, монашеству и всем верным чадам
Русской Православной Церкви Оренбургской епархии.
«Волсви от восток… видевше звезду Его на востоце возрадовася радостию велию зело. И пришедшие в храмину видеша Отроча с Материю Его, и падше поклонишася Ему» (Мф. 2, 1 – 11).
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!
По неисповедимой милости Божией мы ныне сподобились переживать величайшую радость Божия благоволения к роду человеческому, «яко родися днесь во граде Давидове Спас, иже есть Христос Господь» (Лк. 2, 11).
Хотя пришествие в мир Богомладенца совершается принятием Им естественной человеческой плоти, однако мир уже с первых дней не остался равнодушен к Его появлению. «Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему» (Мф. 2, 2), — говорили волхвы с востока иерусалимлянам, горя желанием узнать от них, где находится Рождшийся Богомладенец, и в Его Лице поклониться Спасителю мира.
Вифлеемские же пастыри «приидоша поспешшеся, и обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца, лежаща в яслех… славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша, якоже глаголано бысть к ним» (Лк. 2, 16–20).
Слух об этом встревожил царя Ирода и весь Иерусалим с ним. И Ирод, собрав всех первосвященников и книжников, вопрошал у них: «Где Христос рождается?» (Мф. 2, 3–4).
Не сознавая своего отношения к славному явлению во плоти Сына Божия, мир своим двойственным волнением выполнил мессианское свидетельство о Его Божественном явлении в мире. В этом свидетельстве величественно и глубоко раскрылась духовная мудрость волхвов востока в их искании «Рождшегося Богомладенца», и принесли Ему свои дары. В их мудрости раскрывается разум Богопознания, что земная жизнь человека — это лишь путь искания жизни вечной; что всё временное должно послужить человеку для приобретения возвышенного, вечного, приводящего его к Богу.
Прошли века. Драгоценные сокровища, которые волхвы с таким благоговением преподнесли Богомладенцу, давно уже утратились, как всё временное, преходящее, кажущееся иногда основным в жизни человека. Но их безпримерный в истории подвиг свидетельствует в веках об их духовной мудрости, наглядно сравнившей временное с вечным, вещественное с Божественным.
На жизненном пути человека часто встречаются две эти противоположности: чувство к временному, ограниченному, порой бросавшему свои жертвы на самые тягчайшие преступления, и чувство к возвышенно-вечному, вдохновлявшему человека на подвиг самоотверженной любви для служения идеалам добра и справедливости. Святая Церковь Христова всегда и в эти дни преславного Его пришествия в мир взывает к нашей совести, дабы мы проходили свой земной путь не ради узких, эгоистичных целей, вытесняющих всё святое из сердца человека, из-за которых мир познал столько неправд и бедствий, столько ненужных человеческих жертв, лишь осквернявших образ Божий в человеке, но чтобы мы, просвещенные светом евангельской истины, по завету Господа нашего Иисуса Христа, выполняли свое служение в мире достойно нашего христианского звания.
Дорогие! В наши дни, когда злые силы в обличии врага рода человеческого так устремляются и изощряются в своих методах борьбы с нами, что мы должны постоянно бодрствовать и непрестанно помнить слова Пастыреначальника Христа «О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Ин. 13, 35). По этому святому завету мы должны совершать наше служение не в распрях и разделениях, не в гордости и нерадении, а в духе любви и духовной кротости, ибо: «… да Христа приобрящу и обрящуся в Нем… яко разумети Его, и силу воскресения Его» (Флп. 3, 8–10).
Братие и сестры! Как верные чада Матери-Церкви «достойне благовествованию Христову жительствуйте» (Флп. 1, 27), «сами себе в любви Божией соблюдайте» (Иуд. 1, 21). «И мир Божий да водворяется в сердцах ваших, в оньже и звани бысте во единем теле; и благодарни бывайте» (Кол. 3, 15). Постоянно умножайте молитвы ваши пред Богом, да в наступающем Новолетии восторжествует мир Божий на земле, ибо «плод… правды в мире сеется творящим мир» (Иак. 3, 18).
Божественная благодать Рождшегося в Вифлееме Господа нашего Иисуса Христа да пребывает с нами во все дни жизни нашей и озаряет ваш земной путь светом Его небесной истины, да во всех делах ваших свершится — «яже к созиданию друг ко другу» (Рим. 14, 19), ибо говорит Премудрый: «яко несть благо в них, но… еже творити благо в жизни своей» (Еккл.3, 12).
Дорогие! Призываю на всех вас благословение Вифлеемского Богомладенца, это величайшее «дарование… Божие жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6, 23).
«Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2, 14). Аминь.
Рождество Христово
07 января 2021 г.
Никон,
Божией милостию
митрополит Уфимский и Стерлитамакский.
Глава Башкортостанской митрополии РПЦ (МП),
временно управляющий Оренбургской епархией